вторник, 20 октября 2009 г.

Проблема национальности в философии С.Н. Булгакова

Сергей Николаевич Булгаков рассматривал национальный вопрос как вопрос в первую очередь метафизический. Лишь трактуя нацию как категорию метафизическую можно понять её природу и идею. Булгаков решительно отвергает просветительско-либеральный взгляд на национальность как на арифметическую сумму индивидуумов, объединённых лишь общим биологическим родством и усвоенной культурой. «Нация есть, не как коллективное понятие или логическая абстракция, но как творческое живое начало, как духовный организм, члены которого находятся во внутренней живой связи с ним» , – говорит философ. Более того, Булгаков полагает, что метафизические основы национальной принадлежности никак не зависят от «эмпирического я», так как индивидуум есть тварь и этим ограничен, ибо, в отличие от Творца, «сам для себя есть данность, т.е. создание» . Таким образом, даже если сам человек считает себя принадлежащим к какой-то другой нации или даже не принадлежащим ни к какой (космополитом), то всё равно он суть сын своих родителей; и, как человек не может изменить своего родства, так он не может изменить свою национальность.

Национальность не является продуктом человеческого творчества, её нельзя придумать или сознательно создать. Национальность осознаётся лишь постфактум и лишь как данность поддаётся рефлексии. Но и сама эта рефлексия должна носить интуитивный, мистический характер, так как истинная сущность нации трансцендентна, она суть ноумен. Эмпирическим же средствам доступна только феноменальная сторона жизни национальности, то есть её культурная деятельность, особенности характера составляющих её индивидов и т.п. Однако и феноменологическое познание имеет большую ценность, оно помогает обрести зрячесть разума первичному мистическому «инстинкту» национальности. Бессознательный инстинкт становится сознательной интуицией, которая переживается «как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, как любовь, не в скудном, моралистическом понимании рационалистической этики (как, напр., у Толстого), но в мистическом смысле, как некоторый род эроса, рождающего крылья души, как нахождение себя в единстве с другими, переживание соборности, реальный выход из себя…»

ДАЛЕЕ>>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Пишите, если есть что - вас услышат.

Рейтинг@Mail.ru